Евровагонка.
Вагонка, в самом широком смысле этого слова, это тонкая обшивочная деревянная доска определенного профиля, предназначенная для обшивки зданий и сооружений как снаружи, так и внутри.
Отличие евровагонки от обычной вагонки заключается не в том, что ее изготавливают в Европе, а в том, что она изготавливается по европейскому стандарту. Например, по евростандарту DIN 68-126.
Евровагонка может быть различных сортов. "Экстра", "Классик", "Эконом", "А", "В", "С".
Самым лучшим сортом считается евровагонка "Экстра". По внешнему виду она отличается от остальных в выгодную сторону тем, что практически не имеет тех дефектов, которые присутствуют во всех остальных сортах евровагонки.
К природным дефектам евровагонки относятся такие дефекты, как наличие определенного вида сучков, например, здоровые, сросшиеся круглые, овальные или продолговатые, размером до одной трети ширины доски.
Количество сучков может быть ограниченным на всю длину евровагонки или без такого ограничения. Евровагонка, в зависимости от ее сортности, может иметь трещины, в том числе пластевые, несквозные с выходом на торцевые поверхности, либо на кромки. Могут быть трещины сердцевины с выходом на лицевую либо тыльную часть евровагонки.
Евровагонка может иметь смоляные кармашки, засмоленные участки на своей поверхности. А также односторонние открытые светлые и темные прорости, то есть вросшую кору.
Может присутствовать гниль, крень, небольшой косослой древесины.
Могут иметь место участки пораженные насекомыми, живущими в древесине, червоточины.
К дефектам производства евровагонки относят следующие: ворсистость, выхваты, зажимы, вмятины, задиры, сколы, выщерблены, волнистости, непростроганности, шероховатости, другие незначительные дефекты.
Дефекты евровагонка может получить и при транспортировке в виде различных механических повреждений.
То есть, все выше перечисленные дефекты могут в той или иной степени присутствовать во всех сортах евровагонки, за исключением "Экстры".
Чем больше этих дефектов, тем ниже сорт, соответственно ниже и цена.
Практический совет - идеальной вагонки не существует. По возможности, разумеется при наличии денег, берите ту, которая сортом выше, но не пренебрегайте и более низким сортом. Из любой низко сортной евровагонки все равно можно выбрать участок доски с минимальным количеством дефектов, либо вовсе без них.
Отпилите в размер и используйте там, где вполне может подойти такая евровагонка, вместо того, чтобы отпиливать от длинной.
Все равно процент отходов при строительстве составляет от 5% до 10%.
Породы деревьев, из которых изготавливается евровагонка может быть разнообразной.
Из хвойных деревьев это, обычно, сосна, ель, лиственница.
Из лиственных пород деревьев это липа, осина, ольха, дуб, ясень и некоторые другие.
Каждая из этих пород имеет свои особенности, о которых можно сказать очень много. Ограничимся лишь некоторыми из них.
Сосна и ель; практически полностью идентичны. Внешне, после обработки евровагонка, изготовленная из сосны и ели различается лишь по сучкам, у сосны они значительно крупнее, чем у ели. По прошествии нескольких долгих лет древесина сосны и ели темнеют с разной интенсивностью, но этим можете пренебречь.
Древесина и сосны и ели средней плотности. При использовании евровагонки, изготовленной из этих пород деревьев для наружных работ, где она подвержена воздействию атмосферы, необходима пропитка либо окраска.
При использовании евровагонки внутри помещений, по большому счету, такие покрытия необязательны.
Например, на потолке, где доску никто руками трогать не будет, она не заветрится много лет. Просто напросто, надо иметь в виду, что аромат дерева, атмосфера, созданная любой породой дерева, тогда максимально выражена, когда она естественна, не покрыта ни чем. В старину, русский народ строил деревянные дома и, практически, никогда не покрывал их внутреннюю поверхность ни чем. Здоровья от этого только прибавлялось!
Другое дело, когда стенка из вагонки расположена так, что по неволе вы будете постоянно соприкасаться с нею, в частности, рядом с выключателем. Как руки ни мой, а отчищать стенку в этом месте через год уже придется. Не верите?
Целесообразно использование евровагонки из сосны и ели в наружных элементах зданий там, где она не контактирует постоянно с атмосферными осадками, при отделке прихожих, коридоров, комнат, как жилых, так и нежилых. В предбанниках, не подверженных воздействию высоких температур.
Если вы, по недомыслию, разместите смолистую евровагонку в парилке, то она зальет выделившейся смолой всю свою поверхность.
Надо сказать, что визуально евровагонка из сосны и ели выравнивают стены помещений.
Следующая хвойная порода дерева, которая может быть использована при производстве евровагонки - это лиственница.
Как отличить лиственницу от сосны и ели? Отпилите кусочек от вашей евровагонки и опустите в воду. Через несколько недель он, в отличие от сосны или ели, утонет.
Евровагонка из лиственницы отличается более высокой плотность по сравнению с древесиной сосны или ели.
Специалисты утверждают, что концертные залы обладают оптимальными акустическими свойствами тогда, когда их стены покрыты евровагонкой, изготовленной из лиственницы.
Хороша евровагонка из лиственницы там, где повышенная влажность, так как обладает антисептическими свойствами, не подвержена приобретению оттенка синевы.
Евровагонка, изготовленная из дуба или ясеня, имеет ярко выраженную интересную структуру. Человек со вкусом, использовав в интерьере помещения евровагонку из этих пород деревьев, постарается подчеркнуть всю естественную красоту воспроизведенную самой природой.
И какой же безовкусицей надо обладать, когда некоторые дизайнеры убеждают своих богатеньких клиентов, что тот же дубовый пол или дубовую евровагонку необходимо покрывать какой то краской, которая полностью скрывает фактуру дерева!
Это равносильно тому, когда на творения Рембранта выплеснуть ведро масляной краски и утверждать, как полотно засияло новыми красками! Дурдом на выезде и только!
Интересны свойства евровагонки изготовленной из черной ольхи. Она способна впитывать в себя из воздуха излишки влаги и отдавать эту влагу назад, когда в помещении становится слишком сухо.
Это важно, так как медики рекомендуют для поддержания необходимого баланса влажности в жилом помещении устанавливать даже емкости с водой. Что крайне благотворно влияет на человека.
Осиновая евровагонка. Применяется, в основном, в банях, непосредственно в парильном помещении. За счет того, что обладает пониженной плотностью, то и меньше нагревается. По причине отсутствия смол, не выделяет их.
Надо сказать, что не только новомодные целители всех мастей, отличают осину как дерево, обладающее своеобразной аурой. Если вспомнить сказки из детства, то там часто присутствуют понятия живой и мертвой воды.
Так, вот, осина ассоциируется с мертвой водой. Это не значит, что от осины вы тотчас же "загнетесь". Просто перед принятием живой и радостной энергетики, вся накопившаяяся пакость должна выйти из вас под влиянием осины. Особенно в бане.
Человек с повышенной чувствительностью души и тела всеми своими фибрами чувствует, как ему становится здоровей, когда он некоторое время прислоняется к поверхности осины. Всю дурь вытягивает.
Болит голова? Прислонитесь на пяток минут к осиновой евровагонке и боль пройдет (если у вас, конечно не патология). Мучат ночные кошмары и одолевает бессоница? Повесьте над головой зеленую веточку свежесломанной осины и заснете сном младенца. Главное верьте в это!
Тем не менее некоторые считают осину иудиным деревом и не желают видеть ее в парилке своей бани. Вполне можете заменить ее на липовую евровагонку. Она во многом идентична осиновой евровагонке, но ее аура несколько другая.
Сама атмосфера, воздух в бане станет другим, но нисколько не хуже. Под влиянием высокой температуры он станет еще приятнее.
Липовая евровагонка очень хороша, когда ее применяют для отделки помещений, где на нее падают солнечные лучи. Допустим, если вы отделали липовой евровагонкой свою лоджию или балкон, то присядьте в солнечную погоду здесь на несколько минут, понаслаждайтесь запахом нагретой липы, отдающей запахом меда.
Продолжительность вашей жизни увеличится на четыре с половиной часа. Не верите? Можете проверить по наручным часам.
Места, откуда поставляется материал для евровагонки в нашей стране общеизвестны. Это Русский север, Сибирь, центр России. Сюда, прежде всего входят Архангельская, Вологодская, Кировская, Костромская области. Карелия, Мордовия, Брянская и Владимирская области. Иркутская область и Красноярский край и многие многие другие места.
Каковы этапы изготовления евровагонки?
Берется обрезная доска в качестве заготовки,затем она высушивается в специальных сушильных камерах. Влажность высушенной древесины составляет 10-15%. Как проверить? Не стоит, поверим производителям на слово. Сушка производится для исключения деформации при дальнейшей обработке доски.
Производство евровагонки Доска обрезная Станок Евровагонка
После этого производится строжка лицевой стороны, снятие с лицевой стороны фасок.
С внутренней стороны в евровагонке производятся выборки. Их предназначение для циркуляции воздуха после того, как доска набита на стенку, что предохраняет дерево от гниеия.
Параметры евровагонки
Затем евровагонку сортируют по качеству. Отбирают сорт "Экстра" и по убывающей от класса"А" до класса "С".
Последняя операция - упаковка в полиэтиленовую термоусадочную пленку (ПЭТ) для предохранения от атмосферных осадков и сохранения внешнего вида при транспортировке.
Порядок упаковки евровагонки в пачку, закрытую поливиниловой пленкой.
На практике приходилось встречаться с упаковками евровагонки в две досочки, в пять и десять.
Проверяйте, несмотря на гарантии производителя, утверждающего, что влажность 10 -15%, нет ли под пленкой конденсата в виде водяных капель. И не берите евровагонку, если он есть.
Длина евровагонок в пачках, встречается от 0,5 метра и до 6 метров, в зависимости от производителя.
Числовой ряд, на который "шинкуют" вагонку, отличается, обычно, на десять сантиметров. Никогда не говорите, что не бывает вагонки вот такой длины, просто из за того , что вы не встречали таковой.
Ширина евровагонки колеблется от 80 до 120 миллиметров. При этом есть два понятия ширины евровагонки. Необходимо отличать рабочую ширину от полной ширины. Первая на 6 - 12 миллиметров может быть меньше второй.
Разница между шириной паза и шириной шипа бывает значительной. Весь смысл разницы этой ширины заключается в том, чтобы между двумя состыкованными вагонками ни при каких условиях их увлажнения или рассыхания не появлялись сквозные щели, через которые можно любоваться - а что же там, под евровагонкой с другой стороны?
По разным источникам, толщина евровагонки может быть разной, при чем одни заявляют, что толщина евровагонки не может быть меньше 12,5 миллиметров, другие - 12 миллиметров, а по максимуму эти данные приводятся и в 22 и в 25 миллиметров.
Если учесть, что по ряду источников, минимальные толщины половой доски могут быть в 22 миллиметра, то получается, что некоторые типы евровагонки (в нашей стране, по крайней мере ) толще половой доски.
Оставим в стороне эти экскурсы и словоблудие.
Будем условно считать, что наша евровагонка бывает по толщине от 10 до 25 миллиметров.
Тем более, что если по длине евровагонка, как заявляется, может иметь отклонения +20 / -10 миллиметров, то по ширине +/- 1 миллиметр, то и по толщине разница в миллиметр не столь уж и существенна.
В конце концов, это не микроны на коленчатом вале дизеля подводной лодки, которые могут повлиять на ее пловучесть.
Профиль евровагонки может быть самым разнообразным. Сюда можно отнести евровагонку с выборкой паза на лицевой, строганной стороне, с несколькими выборками на тыльной стороне.
Скос кромок, как шипа, так и паза, может располагаться под разным углом.
Имеются евровагонки с имитацией под брус, блокхаус( блок - хаус, блок - хауз). Можете произносить и так и так. В Германии эти слова тоже произносятся по разному, в зависимости от того, где - в Тюрингии или в Нижней Саксонии.
Некоторые виды евровагонки Имитация бруса Имитация бревна Блокхаус
Не будем придираться к словам, будем смотреть по сути. Наши литераторы и поныне спорят, как правильно произносить фамилию Пешкова (Горького), с ударением на первую гласную, или с ударением на вторую гласную букву.
Итак, блок хаус может быть не только имитацией под бревно для употребления снаружи, но и имитацией под евровагонку внутри помещения. Вся разница в ширине вагонки, внутри помещения она, обычно, меньше.
Блокхаус или вагонка, с имитацией под брус, в большинстве используется в каркасно - блочном строительстве.
Помимо упомянутых профилей, могут быть и такие профили, как ландхау, американка, софтлайн и некоторые другие.
Главное, помнить при этом, что евровагонки толщинами, где то, не более 16 миллиметров, применяются внутри помещений , а толщинами более, можно применять уже и снаружи.
Опять же таки, все это приблизительные рекомендации. Вы смело можете спорить и делать все, с точностью до наоборот. И это ваше право, Россия страна демократии.
Резюме: покупайте евровагонку и стройте, стройте и еще раз стройте, это полезнее, чем дни напролет проводить в интернете или караулить диван, глядя в "ящик", как хорошо проводят другие люди время.