Тротуарная плитка
Как известно, в России две беды - дураки и дороги.
О дураках пока говорить не будем, не совсем по теме. Поговорим о дорогах, вернее о дорожках на садово-дачных участках.
Даже в таких элитных местах, как на Рублевке, а именно там, где только что начинается строительство, в осенний и весенний период грязищи выше некуда. Да и летом после обильных дождей нисколько не лучше.
Доводилось бывать по строительным делам, так без резиновых сапог по "жидкому асфальту" там никак не пройдешь. Да и глина в этих местах какая-то липучая, красноватого цвета. Поэтому в тех краях сразу же после строительства зданий приступают к строительству дорог и дорожек. Но нам эти подробности ни к чему. Поговорим о тех местах, где наши любимые дачи.
Что за пределами садового участка, это общее. Оно может подождать. А то, что на территории, это уже наше! И ходить по стежкам после дождя, когда на протекторы нашей обуви налипает по пуду грязи, не хорошо. Отсюда вывод - дорожки надо благоустроить.
Способов столько, что на руках и ногах пальцев не хватит. Можно использовать старые ленты от транспортеров. Удобно, но после дождя скользко.
Можно стежки посыпать щебенкой, лучше гранитной, она от дождя не раскиснет через пару лет, как это будет с белой из известняка.
Некоторые с успехом применяют обломки обычного красного кирпича. То есть укладываете их ровной стороной вверх с небольшими зазорами в один - три сантиметра между собой, которые засыпаете речным песком. В конце первого же сезона такая дорожка утрамбуется, на следующий сезон по щелям прорастет травка. Топайте по таким дорожкам в свое удовольствие. Поверхность кирпичей от шарканья по ним ног будет только улучшаться с течением времени.
Некоторые вообще делают бетонные дорожки. То есть на расстоянии в 30 - 50 сантиметров, с помощью колышков, крепят обрезные доски параллельно друг другу и на одном уровне. Подсыпается сантиметров 10 слой песка. Потом слой бетона сантиметров пять. Затем укладывается сетка сварная со средним размером ячейки. Сверху еще раз укладывается слой бетона в пять сантиметров.
Получается слоеный пирог. Пожелезните его сверху. То есть на следующий день после заливки верхнего слоя бетона, когда он еще влажный, посыпьте слегка сверху сухим цементом. Обычным веником выровняйте эту подсыпку. Через пару дней поверхностный слой будет как полированный. Главное, чтобы дождем за эти пару дней не размыло.
В такой дорожке за счет применения сварочной сетки не будет трещин.
Недостатком здесь может быть лишь одно; если на следующий же год вы захотите переделать дорожку или проложить ее по новому месту, придется долбить кувалдой или перфоратором. И куда то таскать обломки.
Встречал дорожки, сделанные из коротких обрезков бревен, которые ставились на торец, затем закапывались так, чтобы на поверхности оставалось сантиметров 5-7. Экзотика, но не долговечно, как бы их не изолировали и не пропитывали.
Самым шиком считается сделать садовые дорожки из естественного камня. Плитняка или валунов. Это дорого, но надолго. Плитняк, скорее всего, придется покупать. Если у вас карьер с ним не находится прямо рядом с дачей. Но только не известняковый плитняк. Он долго не прослужит.
Если же достанете валуны среднего размера (10 - 20 сантиметров), то я вам завидую! Покупать их накладно. Продаются они и на строительных рынках. Но цены на них ежегодно увеличиваются на 2 - 5 рублей за килограмм. К примеру, в 2008 году за 1 кг просили от 8 до 10 рублей, в 2009 - от 10 до 15 рублей. Это в наших краях, у вас почем, не знаю. Сколько они будут стоить в этом году, неизвестно. Ведь каждый год все дорожает, за исключением жизни, которая порой и гроша ломаного не стоит.
Лично я предпочитаю находить валуны сам для своей дачи. По полям, обочинам дорог, особенно когда их только прокладывают, по карьерам. Про их поиски подробно расскажу в материале о сооружении на садоводачных участках альпийских горок собственными руками. Их тут много нужно!
Укладка валунов требует определенной тщательности. В 1951- 1953 годах довелось наблюдать, как это делают профессионалы. Которые, к сожалению, теперь почти перевелись.
Человек пять мужиков делали на улице проезжую дорогу для автомашин. Шириной около 6 метров. По заранее спланированной поверхности ровным слоем насыпался песок, трамбовался. В экипировку мастеровых входили наколенники из брезента с ватой, метровой длины доски, кувалды весом около пяти килограммов и небольшие деревянные чурбаки из пород не склонных к тому, чтобы расколоться после первого удара.
Рабочие становились коленями на доски, укладывали на песок валуны, на них клали сверху чурбаки и ударами кувалд подгоняли валуны друг к другу. Подбирались камни так, что зазоров между ними, практически, не было. А середина дороги возвышалась над ее краями сантиметров на 15 - 20. За счет чего был уклон и вода никогда не стояла на дороге.
Производительность при такой ручной работе, скажем прямо, не высокая. С того времени прошло более полусотни лет. Но когда я там вновь побывал, то дорога и сейчас функционирует, несмотря на резко возросшую на нее нагрузку. А разрушена она только в тех местах, где ее испортили бульдозером при каких то современных строительных работах.
Красную площадь перед Кремлем тоже мостят, но уже брусчаткой. Хотя и в том, и в этом случаях ездить по таким дорогам на велосипеде не рекомендую. Всю душу вытрясет, да и грохот стоит, особенно когда на парадах технику гонят.
Отвлеклись мы на это лишь для того, чтобы было осознание, что если сделать все так же тщательно, то садовая дорожка из валунов, выложенная собственными руками прослужит столько и даже больше времени.
А теперь перейдем непосредственно к тротуарной плитке.
Не думаю, что вы будете сами изготавливать ее с помощью оборудования, которое можно при желании купить. Это может быть оправдано лишь тогда, когда она изготавливается на продажу. Или для того, чтобы замостить садовые и дачные участки всех своих родственников до пятого колена.
Производством тротуарной плитки у нас, как правило, занимаются армяне и азербайджанцы с привлечением на ломовую работу ребят из среднеазиатских республик.
Приготавливается бетон из цемента марки М400 или М500, щебенки и песка. Добавляются диспергаторы и пластификаторы в качестве минеральных добавок.
Если добавить пигменты (в количестве от 3 до 5%), то плитка будет цветной. Чаще всего из цветов предпочтение отдается красному, зеленому и желтому.
Смесь из бетоносмесителя насосом либо самотоком подается в пластиковые формы. С помощью вибростола масса уплотняется. Затем тротуарная плитка выдерживается не менее 1-2 суток. За это время она высушивается. После чего выбивается из форм и укладывается на поддоны. Лучше, если лицом к лицу.
Полностью тротуарная плитка набирает прочность за 3 недели. Так говорят специалисты. А специалистам надо верить.
При соблюдении технологии производства тротуарная плитка получается не только прочной, но и морозостойкой (выдерживает более двух сотен циклов замораживания и размораживания).
Впрочем, для потребителя не столь важно знать, как приготовлена тротуарная плитка - вибролитьем или вибропрессованием и каково соотношение водонепроницаемости к водопоглощению. Главное, чтобы она была прочной.
При покупке постарайтесь оговорить с продавцом такой момент, как возможную поломку тротуарных плиток. Дело в том, что как бы не убеждали вас, что это самая лучшая тротуарная плитка в мире, при погрузке и разгрузке часть ее обязательно сломается.
Если вы купите ее с запасом, то хорошо. А если с деньгами у вас не густо?
Обычно на сотню плиток договориться можно на 3-5 тротуарных плиток сверху и бесплатно. Бой бывает примерно в этих пределах.
Иногда тротуарную плитку изготавливают с применением полиэтиленовой пленки, клочки которой остаются на ее поверхности. Безжалостно откладывайте такую в сторону, это брак, оторвать пленку проблематично, а если и оторвете, то след останется.
Не следует покупать тротуарную плитку, которая еще не вылежалась, она очень ломкая. Летом она идет, порою, "в лет", поэтому желательно покупать ее в самом начале лета. Когда она целую зиму уже полежала, то это определенная гарантия того, что она прочнее, чем новоизготовленная. А уважаемые торговые работники продают и ту и другую по одной цене, утверждая, что она уже вылежалась.
Несомненным достоинством тротуарных плиток является то, что они компактны при транспортировке и складировании. Легко монтируются. На них не задерживается влага. В жару они хотя и нагреваются, но не так как асфальт. Фигурная тротуарная плитка, как правило, глянцевая по лицевой поверхности.
Типоразмеры в последнее время выпускаются совершенно разнообразные.
Бывают (наиболее распространенный тип) 4-х угольные размером от 10 на 10 сантиметров, до 0,5 на 0,5 метра. А также треугольные, шести и восьми-гранные.
Бывают фигурные, типа "клевер", "лепесток", "бабочка" и многие другие.
Толщины колеблются в пределах от 4 до 10 сантиметров.
Про цвета мы говорили, а вот рисунки различные - вензеля, орнаменты, квадраты, ромбы и т. д. и т. п.
Вместе с тротуарной плиткой иногда покупают и бордюрный камень (или просто бордюр). Для садовых дорожек не стремитесь приобретать бордюры более 0,5 метра. Замучаетесь ворочать и устанавливать. Полуметровые - это как раз то, что надо.
Иногда для полного комплекта покупают и водостоки. Как правило, это все производится в одном и том же месте.
При укладке плитки сначала планируется поверхность дорожек в саду или на даче. Затем снимается грунт на глубину около 10 сантиметров. Этим удаляется слой с корневой системой сорняков. Насыпается слой песка, тоже в 10 сантиметров. Сверху укладывается тротуарная плитка. По бокам устанавливаются (при наличии таковых) бордюры и водостоки.
Некоторые люди предпочитают использовать еще и песчаноцементную смесь, которую слоем в 3-5 сантиметров насыпают поверх песка. Тогда после пролива водой, смесь схватывается, и уже трава точно не будет расти по стыкам тротуарных плиток. Но проливать следует осторожно, не лить в стыки, а лить на поверхность плиток, чтобы не вымыть смесь.
Не выбрасывайте обломки тротуарной плитки. Они могут пригодиться, особенно если надо делать повороты и изгибы садовых дорожек.
Тротуарную плитку используют не только при сооружении садовых дорожек. Иногда ее укладывают вокруг строений вместо отмостки, иногда при сооружении различных площадок. При их укладке соблюдается примерно та же технология, что и при прокладке садовых дорожек. Единственное, если будете из тротуарных плиток делать площадку под парковку автомобиля, то соразмеряйте ее прочность с весом авто.
Грузовик она, скорее всего, не выдержит.
Из инструмента, при укладке тротуарной плитки, вам понадобятся: лопаты (штыковая и совковая), мастерок, монтировка, веник, ведро, садовая тачка, резиновая киянка, лейка садовая, уровень, шнурка, деревянные колышки для разметки, болгарка с простыми или алмазными кругами для резки тротуарной плитки.
А самое главное, ваш меткий глаз и желание сделать самому хотя бы эти садовые дорожки.
И не стесняйтесь почаще отходить подальше от места работы, чтобы критически ее оценивать.
Успехов вам!
Модульная баня Альфа РамВилла
Готовый дом за 3 дня! Заводская сборка!Общ. площадь: 16 кв.м. Габариты: 6*2,4 м.
Цена по акции: 976
+7 (495) 150-57-74
Модульный дом Эпсилон РамВилла
Готовый дом за 3 дня! Заводская сборка!Общ. площадь: 46 кв.м. Габариты: 5*10 м.
Цена по акции: 2,76
+7 (495) 150-57-74
Модульный дом Омега-2 РамВилла
Готовый дом за 3 дня! Заводская сборка!Общ. площадь: 90 кв.м. Габариты: 10*9 м.
Цена по акции: 4,33
+7 (495) 150-57-74
Модульный дом Барн-1 РамВилла
Готовый дом за 3 дня! Заводская сборка!Общ. площадь: 144 кв.м. Габариты: 16*9 м.
Цена по акции: 6,33
+7 (495) 150-57-74
Другие вопросы по теме садовых и тротуарных дорожек:
Тротуарные дорожки
- Тротуарная плитка и дорожки из нее
- Как правильно пилить тротуарную плитку
- Тротуарная плитка на не утрамбованный песок
- Чем заделать швы на дорожке из пористой брусчатки
- Заделка швов на дорожке из пористого камня
- Дорожки и бетонное основание
- Положить природный камень на старый асфальт
- Отмостка из брусчатки
- Расчет смеси для бетонной основы под брусчатку
- Технология укладки нового асфальта на старый
- Укладка тротуарной плитки на мокрый песок
- Отмостка из брусчатки наклон
- Технология укладки тротуарной плитки
- Отмостка и брусчатка вокруг дома
- Кирпичный бой как дорожное покрытие
- Нагрузка от авто на тротуарную плитку
- Как класть тротуарную плитку на старый асфальт
- Пятна на тротуарной плитке
- Тротуарные дорожки из щебенки
- Проблема со швами между тротуарной плиткой
- Из чего сделать садовые дорожки
- Способ укладки тротуарной плитки
- Укладка асфальта на тротуар
- Укладка тротуарной плитки
- Тротуарная плитка своими руками
Площадки, парковки
- Парковка на садовом участке
- Образовался провал на территории парковки
- Поднятие бетонной парковки под авто
- Как залить бетон на асфальт
- Бетонная площадка под бассейн
- На что класть брусчатку на парковке автомобиля
- Заделка щелей между брусчаткой песком
- Бетонная стяжка на старый асфальт
- Выравнивание бетонной площадки
- Можно ли засыпать опилками ямы в сырой земле
- Бетонная площадка авто как фундамент для пристроя
- Можно на бетон класть асфальт
- Заливка двора бетоном на асфальт
- Затирка швов на тротуарной плитке
- Мощение диким камнем
- Гуляет бетонная площадка с откатными воротами
- Бетонирование двора
- Бетонирование площадки на два авто
- Бетонирование парковки, двора и дорожек
- Отделка заезда на участок под уклоном
- Сколько цемента и ПГС нужно для стоянки на даче
- Лужа на бетонной площадке
- Реставрация бетонной площадки под авто
- Выровнять старый асфальт под теннисный корт
- Парковка для авто на старом фундаменте
- Сколько цемента нужно для площадки
- Бетонирование площадки под фуры в 40 тонн
- Как обновить бетонированную площадку
- Бетонная площадка под срубом
- Заезд на парковку на даче
- Площадка для отдыха на крыше пеноблочного дома
- Бетонирование площадки под авто
- Чем покрыть автостоянку на даче
- Площадка под авто на даче
- Как правильно рассчитать количество цемента для автомобильной парковки на даче?
Дороги
- Построить дорогу на крутом склоне
- Насыпь дороги перед забором
- Ремонт старой дороги
- Бетонирование дороги под уклон
Тротуарные дорожки