Пропитка сруба огнебиозащитой

        Вопрос:

        Подскажите обязательно ли покрывать огнебиозащитной пропиткой сруб из оцилиндрованного бревна и в какие сроки?

Валерий, Белгород.

        Ответ:

        Привет, Валерий из Белгорода!

        На этот счет нет однозначного мнения.

        До революции в России бревенчатые дома никто и никогда ничем не покрывал, за редким исключением. Подтверждение тому - сохранившиеся строения на Русском севере, по Уралу и в Сибири. Стоят дома, следов красок и пропиток не видно. Очевидно, что их и не было. Бревна естественно, серовато-темного цвета.

        В советские времена строительная литература рекомендовала древесину срубов после привоза бревен из леса и перед укладкой ее на хранение обрабатывать различными антисептиками, которые в настоящее время редко применимы.

        По нынешним временам в большинстве случаев срубы обрабатывают различными составами. В основном огнебиозащитными, то есть антисептиками с добавкой присадок препятствующих горению. Причем делается это чаще всего по наружным поверхностям подверженным воздействию атмосферы. Внутри же срубов это делается не всегда, поскольку все эти составы экологически не так безвредны, как это пытаются доказать производители и торговцы.

        Затем, как правило, наступает время размышлений заказчика (то есть хозяина дома) на предмет окраски своего строения в какой-либо цвет и каким-либо красящим составом. И тут наступает момент истины. Потому что очень многие красящие составы, разные там укрывиты, покровиты, акватексы и пинотексы, не считая еще огромного ряда других марок, типов и наименований красителей бывают несовместимы с предыдущими антисептическими составами.

        Это не всегда и не всем заметно на первый взгляд, но при внимательном обследовании поверхности древесины зачастую видно, что вторичные покрытия шелушатся, отслаиваются. Иногда покрываются мелкими кристаллами солей, так называемыми высолами. Что естественно не добавляет долговечности дереву. И порой требует дополнительной отделки в виде шлифования, то бишь удаления слоев всех составов до непропитанной древесины и нанесении новых красителей.

        Если очень интересна эта тема, то можете на соответствующих форумах-обсуждениях в интернете сие посмотреть.

        Утверждения всех апологетов-защитников той или иной точки зрения всегда следует слушать в пол уха. Потому как единственный критерий здесь - время. Только оно способно все расставить по местам и показать кто прав, а кто нет.

        Но все это словеса. А как все-таки поступить?

        Моя личная точка зрения на эту тему со временем претерпела значительные изменения. Не буду описывать все нюансы исканий, но на сегодняшний день (повторяю, на сегодняшний, потому что дальше возможны и другие варианты, более современные) мы поступаем следующим образом.

        После того как получаем не пропитанный никакими составами сруб (или бревна-брус по раздельности), то ничем его не покрываем. Затем, после сборки его на месте будущего жилья и небольшой просушки проветривания, которая может длиться по времени от нескольких недель и до нескольких месяцев, сруб шлифуется. То есть человека три-четыре-пять (в зависимости от величины поверхности сруба) в течение недели-двух с земли и с лесов угло-шлифовальными машинками, иначе болгарками малой мощности (менее киловатта) зачищают поверхности бревен (бруса) сначала снаружи, а потом и внутри дома.

        (По разным причинам клиенты иногда откладывают обработку сруба по наружке на следующий сезон, допустимо. Но обработку вести только по подсохшей поверхности!)

        Для шлифовки применяются шлифовальные круги типа "лепесток" диаметром около 100 миллиметров. Круги имеют на своей боковой поверхности ребра-выступы. Сначала при предварительной шлифовке используются более грубые круги (36 единиц), а когда шлифовка идет по тем же поверхностям по второму разу, то можно применять круги с меньшей зернистостью - до 150 единиц.

        /Вообще то круги, да и болгарки не предназначены производителями для работ по древесине, а ориентированы на металл, так что это наше ноу-хау./

        Машинки-немки родной сборки (фирма "АЕG") наиболее оптимальны, у них ось, на которую насаживают круги, короткая и не мешает обработке довольно-таки глубоких мест стыков бревен сруба. Для нормальной работы приходится грубо нарушать правила техники безопасности - снимать защитные кожуха с машинки, иначе работать крайне неудобно.

        Поскольку кнопка фиксации включения в рабочем режиме все время включена, то при внезапном отключении электричества необходимо ее отключать. Иначе работник может забыть в таком положении машинку, положить на поверхность земли или еще куда. И при внезапном включении инструмент начнет скакать как молодой бычок, кругом срезая все на своем пути. Хорошо, если это предмет, а не ваша рука или нога. Травм не избежать.

        Использование китайского инструмента не желательно, он выходит из строя через неделю, максимум через две, работы в авральном режиме.

        Не стоит использовать и шлифовки эксцентрики, плоско-шлифовальные ленточные машинки. Их производительная эффективность на порядок ниже болгарок.

        Прошу извинения за столь подробное описание, но эти нюансы многие профессионалы не всегда знают, не говоря о любителях-строителях.

        После того, как все снаружи отшлифовано, приступают к покраске сруба по наружке. На сегодняшний день лучшей считаю белинку того цвета, который предпочитает клиент. Стоимость 10-литровой канистры зашкаливает в рознице за 6000 рублей, но оно того стоит. Пока. Потому как наши кулибины скоро начнут бодяжить и ее.

        Покраска предпочтительнее кистями, а не компрессором с краскопультом. Кисть втирает красящий состав лучше и глубже. Покраска в два слоя.

        Гарантия покраски при соблюдении технологии - на 8 - 10 лет. Дальше не загадываю.

        /Понятное дело, что просто промазать биозащитой оцилиндровку по наружке куда проще и дешевле./

        Но это наш выстраданный вариант. Может у кого-то он и более оптимальный, не скажу за всех.

        А вам вправе поступать так, как сочтете нужным.

        Удачи!

        Другие вопросы по теме срубов:

Замена бревен в срубах

О конопатке срубов

Все о срубах

Срубы и их обслуживание

Срубы и их обслуживание

Рекомендуем

Строительство +7 (916) 330-72-88
Пиломатериалы +7 (496) 616-70-57
Бетон доставка +7 (910) 778-77-95
Установка окон +7 (925) 80-214-80
Ремонт окон +7 (903) 249-95-71
Электрики +7 (916) 406-08-15
Спецтехника +7 (999) 990-29-79
Кирпич, блоки +7 (964) 641-94-30