Русская баня своими руками Дача своими руками Все для дачи Колодец своими руками Мангал для дачи Туалет своими руками Байки от старого шабашника О стройматериалах Инструмент для строительства Ответы Семеныча Задать вопрос Семенычу Строительные советы от Семеныча
Строительные советы от Cеменыча. Как построить баню своими руками за 150 тыс.руб.?
Главная :: Как построить баню своими руками за 150 тыс.руб. :: Как построить дачу своими руками за 500 тыс.руб.
Все для дачи своими руками :: Стройматериалы :: Весь инструмент для строительства :: Байки от старого Шабашника
Вопросы Семенычу :: Архив :: Задать вопрос Семенычу
Аренда спецтехники
Аренда автокрана Автокран 25 т, 30 м
1300 руб/час
Аренда низкорамного трала Низкорамный трал
40т, цена догов.
Аренда экскаваторов Экскаваторы
1250 руб/час
Аренда фронтального погрузчика Фронт. погрузчик
1350 руб/час
+7 (910) 463-98-38
Пиломатериалы
Брус от 8000 р/м³
Фанера от 200 р/л
Доска пола от 10200 р/м³
Утеплитель от 380 р/уп
Туалет сад от 10000 р
Доска обр. от 7800 р/м³
Окна дер. от 700 р/шт
Двери фил от 2100 р/шт
Вагонка от 420 р/пач
Им. бруса от 720 р/пач
Блок-хаус от 590 р/пач
Оргалит от 180 р/л
Профнастил от 360 р/л
Гофролист от 430 р/л
Рабица от 740 р/рул
Срубы от 7500 р/м³

На рынке 20 лет!
Скидка до 10%!

+7 (496) 616-70-57
Печь для маленькой бани своими руками

Как построить каркасный дачный дом 6 на 6 метров?

Как сделать пруд для бани на даче?

Какой высоты должен быть фронтон двухэтажного дома?

Монтаж сайдинга своими руками

Монтаж стропил и ригелей при строительстве крыши

Какие сорта вагонки бывают?

Шины вместо бетонных колец при строительстве туалета на даче

Эксплуатация дачного туалета

Проблемы укладки бетонных колес при строительстве колодца

Как укрепить фундамент дома

Где применить пергамин

Подпольное пространство деревянного дома - как его обустроить

Куда приладить старую борону

Куда деть обрезки липовой доски?

По поводу тяги в самодельной коптильне

На сколько заглублять фундамент для дачного дома

Проблемы при чистке колодца

Какая должна быть толщина прослойки под фундамент?

Как правильно организовать компост?

Вопросы по обустройству мансардной крыши
Отверстие в асбестоцементной трубе печи

Как построить дачный домик из бытовки?
Как построить дачный домик из бытовки?


Самогонный аппарат своими руками
Самогонный аппарат своими руками


Строительство садовых дорожек

Площадка под авто на даче

Плавующий фундамент для бани

Межкомнатные перегородки из гипсовых плит
Межкомнатные перегородки из гипсовых плит


Будка для собаки

Фундамент садового домика

Облицовка деревянного дома кирпичом

Утепление подпольного пространства

Ремонт фундамента кирпичного дачного домика

Сохранение сена
Сохранение сена
Теплица из поликарбоната
Теплица из поликарбоната


Асбестоцементные трубы для облегчения бетонного пола

Реально ли построить баню за один сезон?

Чем обработать кольца для колодца?

Как построить деревянную крышу длина 30 м и ширина 24 м?
Как построить деревянную крышу длина 30 м и ширина 24 м?


Теплица из поликарбоната
Как найти хорошего шабашника и утеплить веранду?


Как выбрать тип фундамента под дом?

Фундамент печи для отопления дачного дома

Чертежи летнего душа и барбекю для дачи
Чертежи летнего душа и барбекю для дачи


Навес над садовыми качелями своими руками
Навес над садовыми качелями своими руками


Асбоцементные трубы в качестве дымоходов для газового котла

 

Как сделать настоящую телегу

        Вопрос:

        Добрый день. Очень интересный сайт, а можете также подробно написать как сделать самому телегу. Не садовую тележку, а телегу на 4 колесах, с бортами. Спасибо.

Дмитрий, Нижний Новгород.

        Ответ:

        Привет Дмитрий!

        В 2010 году впервые побывал в вашем славном городе, но, к сожалению, ни в самом городе, ни в области не довелось увидеть ни одной телеги под конную упряжь.

        Если в начале прошлого века по России насчитывалось несколько десятков миллионов лошадей и примерно столько же телег, то ныне картина кардинально поменялась.

        На всю страну осталось менее десятка мест, где промышленно изготавливают телеги для лошадей.

        И совсем в небольшом количестве.

        Недавно посетил провинциальный городок Почеп Брянской области, где производили, надеюсь и сегодня производят, помимо валенок мягкой валки, и телеги.

        Если и дальше так пойдет, то технология производства гужевого транспорта канет в небытие.

        Стоимость обычной четырехколесной телеги для лошади исчисляется на сегодня минимум в тысяч пятнадцать рублей, что вызывает у меня сомнения, а максимум зашкаливает за сумму куда больше 70 тысяч рублей, что, к сожалению, уже не вызывает сомнений.

        Чтобы очень подробно описать всю технологию изготовления четырехколесной телеги, надо просидеть за компьютером не меньше недели, а то и полутора недель.

        Поэтому ограничусь парой - тройкой дней, расскажу об основных принципах.

        Самое лучшее было бы для тебя увидеть где-нибудь в натуре хотя бы старый и разбитый образец телеги. Тогда то, что я опишу, пойдет впрок. Ибо лучше один раз увидеть, чем десять раз услышать.

        Итак. Четырехколесная телега-повозка предназначена для перевозки грузов живой тягой. По нашим временам это скорее всего лошадь. Ослов, мулов, коров и других им подобных животных в расчет не берем. Хотя мне довелось полсотни лет тому назад видеть, как четыре человека вполне справлялись с перевозкой груженой телеги на приличное расстояние.

        Рассмотрим вариант использования одной лошади, тогда у телеги должно быть две оглобли. (При использовании двух лошадей применяется дышло, то есть одна жердь, которая располагается между ними).

        О конской сбруе говорить не будем. Там много чего надо, от хомута и дуг, до вожжей, уздечек, шлеи, потников и прочей упряжи.

        По большому счету, в телегу входят несколько основных составляющих частей. Самая главная составляющая - четыре колеса. Как правило, передние колеса диаметром меньше задних. Если диаметр передних колес колеблется от 0,6 до 0,7 метра, то у задних колес он около 0,7 - 1 метра.

        Задние колеса насаживаются на стационарно (наглухо) закрепленную ось. Передние колеса насаживаются на ось, которая может поворачиваться вокруг шкворня (иначе называемого курком или штырем или сердечником).

        Материалом, из которого изготавливают тележные колеса, чаще всего бывает древесина березы или дуба. Желательно, чтобы древесина была сухой.

        Само колесо состоит из деревянной круглой ступицы (цилиндра) диаметром около 20 сантиметров и длиной ее обечайки около 25 сантиметров. В ступице сверлится отверстие диаметром около 6-8 сантиметров.

        В это отверстие запрессовывается чугунная втулка на всю глубину отверстия. Внутренний диаметр которой около 5 сантиметров, а наружный равен диаметру отверстия ступицы.

        Втулки, в зависимости от грузоподъемности телеги, могут весить от пары килограммов до пуда.

        Ступица с обоих своих торцов имеет по металлическому ободу равному ее внешнему диаметру. Обода насаживаются во избежание растрескивания ступицы и дальнейшего ее разрушения. Иногда ступицы по внешней стороне делают двух диаметровые (уступами). За свою жизнь колесо может иметь несколько сот тысяч циклов знакопеременой нагрузки. И отнюдь не идеальные дороги.

        В ступице по наружной поверхности долбят квадратные гнезда (пазы) на глубину 4-5 сантиметров (иногда для упрощения сверлят пером, то есть сверлом по дереву, глухие гнезда). Они служат для того, чтобы вставлять (запрессовывать) в них деревянные спицы.

        Спица - это деревянный цилиндрический или граненый стержень. Всего в колесе делают, обычно, от 8 до 12 спиц. Сечением около 20 квадратных сантиметров.

        Другим концом спицы вставляются (запрессовываются) в аналогичные гнезда, выдолбленные или просверленные в косяках или брусках, из которых состоит наружная часть колеса.

        Обычно в одном таком косяке делают одно или пару гнезд. А сам косяк по одной поверхности (наружной) имеет форму дуги. А по внутренней - прямолинейную хорду.

        При сборке колеса есть одна особенность - спицы на ступице должны несколько выдаваться наружу колеса, а у обода они притапливаются. Если посмотреть с торца колеса, то они установлены под наклоном (набровом).

        То есть, на столе-верстаке, на котором вы будете собирать колесо телеги, с помощью гвоздя, вбитого в центр будущего колеса, привязанной к нему бечевки и прикрепленного с другой стороны карандаша, проводите окружность. Диаметром с диаметр будущего колеса.

        Выпиливаете косяки, складываете их так, чтобы они не выступали за габариты окружности. Поскольку у вас не массовое производство, а единичное, то лучше всего использовать электрический лобзик. Вылет его пилки вполне достаточен для выпиливания доски толщиной в 6 сантиметров. Именно из таких досок и делают деревянный обод колеса.

        Для окончательной сборки тележного колеса вам понадобится стальная шина. Это обечайка, сделанная из полосы, ширина которой все те же 6 сантиметров, толщиной около 5 миллиметров.

        Лучше всего, если это будет сваренная шина, с надежным сварным швом. Можно использовать кованную в кузнице, если таковую найдете. Самый крайний случай - полосу делают нахлестом сантиметров на 10 ее концов друг на друга и сверлением отверстий (двух-трех). И их последующей клепкой.

        Получить обечайку шины с идеальной окружностью дело непростое. Чаще всего без нагрева газовой горелкой и интенсивной работы кувалдой, это может и не удастся.

        Завершающий этап - это сверление отверстий в шине напротив стыков косяков. Их диаметр должен быть около 12 миллиметров, с раззенковкой отверстий. Тогда через эти отверстия вставляются болты (М10 или М12). Лучше, если найдете такие с потайной головкой. Сойдут и простые, но тогда при движении не по грунтовой дороге, их головки будут производить не только грохот, но и вибрацию телеги от ее подпрыгиваний.

        Болты крепятся со стороны косяков гайками через проставки (обоймы). Проставка напоминает из себя П-образный профиль (с отверстием под болт), который своими бортиками удерживает косяки от поперечного смещения.

        Иногда в торцах косяков делают пазы, в которые вставляют пластины-шипы, все от тех же смещений.

        Когда все колесо соберете, то его крепеж следует основательно затянуть. Если оно рассохнется, то нелишне пролить его водой. Тогда все зазоры уменьшатся, вплоть до их полного исчезновения.

        Литую чугунную втулку колеса необходимо периодически смазывать. Слышали выражение "скрипит, как немазанная телега"? Раньше применяли деготь, ныне для этого используют другие смазочные материалы. Тавот, солидол, графитная смазка, циатим и тому подобное. То есть консистенцией погуще.

        Если смогли прочесть весь материал по колесам, то подумайте, а сможете ли все эти операции осилить своими руками? На предприятиях по производству телег имеется специализированное оборудование, включающее в себя токарные, сверлильные, фрезерные, фуговочные станки, прессы, вальцы, сварочные аппараты.

        А самое главное - опыт.

        Раньше деревенские мужики ладили телеги не за неделю - две, а поболе месяца и в придачу вдвоем.

        Та же запрессовка втулок, спиц и шин - дело весьма морочное. А плохо запрессуешь, то через неделю колесо разболтается и не только скрипеть будет, но и рассыпаться может.

        Колесам мы посвятили много времени, но оно того стоит, потому что это самый сложный узел телеги. Хотя на сегодняшний день некоторые изготовители и владельцы телег предпочитают совершенно другой вариант, а именно - берут обычные колеса от авто или мото и ставят их на телегу. Соответственно с подшипниками качения.

        Это уже будет телега на резиновом ходу. Не громыхает даже по булыжной мостовой или по лесной дороге-лежневке, когда в качестве покрытия используют верхушки сосен и елей (хлысты), кладущиеся поперек дороги.

        Да и по цене, практически, сопоставимо. Потому как заказать колесо телеги стоит около 5 тысяч рублей (если не верите, то смотрите цены в интернете), а старое колесо от автомобиля или мотоцикла стоит не намного больше, если не меньше.

        Продвинутые возчики иногда на телегах используют тормоза. Это касается как телег с обычными колесами, так и на резиновом ходу. Расписывать не буду, это почти полный аналог тормозов вело-мото-авто, которые вы можете посмотреть на них.

        Следующий важный узел - оси телеги. Поскольку колея телеги, то есть расстояние между колесами, обычно берется около метра шириной, то ось , соответственно, должна быть длиннее на две половины ширины ступицы колес, плюс выступы осей за габариты ступицы.

        Следовательно, полная длина оси должна быть почти около полутора метров или несколько меньше.

        Диаметр оси делается менее внутреннего диаметра чугунной втулки ступицы примерно на 5 миллиметров. Этого люфта достаточно.

        Для того, чтобы ступица колеса не елозила по оси то вправо, то влево, ее движение ограничивают с внешней стороны обычным шплинтом, вставляемым через просверленное в оси отверстие. А с другой стороны, внутренней, буртиком или большим диаметром оси, по сравнению с участком оси, находящимся под ступицей колеса.

        Материал оси - сталь закаленная. Лучше, когда она марки Ст.40 - Ст.45. Впрочем, я не знаю всех ваших возможностей, быть может, если собираетесь сами своими руками делать телегу, то можете достать для оси танковый торсионный вал с Гороховца, что невдалеке от вашего города?

        Задняя ось телеги крепится стационарно к раме (кузову) телеги. С помощью хомутов, охватывающих ось и прикрепляемых к корпусу телеги. Либо через сквозные отверстия в оси, через которые вставляют болты, диаметром не менее 18 миллиметров.

        Раньше, в основном, оси делали кованными, ныне встречаются изготавливаемые и из толстостенных труб.

        Передняя ось делается так, чтобы она могла поворачиваться вокруг упомянутого штыря (шкворня, сердечника, курка), который располагается по оси телеги. Штырь входит в две закрепленные шайбы. Одна металлическая шайба крепится на корпусе телеги, вторая на деревянной поперечине, с прикрепленной на ней осью. Шайбы периодически смазываются.

        Конструктивно сам корпус телеги соединен постоянно с задней осью. А передняя ось объединена в один узел с поперечиной, на которой крепятся две оглобли. Оглобли имеют две степени свободы. То есть могут свободно передвигаться вверх-вниз, а также вправо-влево.

        Не бесконечно, разумеется, а до упора в корпус телеги. Для этого они крепятся в кронштейны, напоминающие ухваты. Для того, чтобы оглобли не сломались при резких поворотах и больших нагрузках, они усиливаются так называемыми тяжами. Тяжи представляют из себя обычную проволоку (катанку) диаметром около 10-12 миллиметров.

        Тяжи крепятся одним концом к оглобле, вторым - к деревянной поперечине передней оси.

        При необходимости передок телеги можно выкатить из под самой телеги. Для чего переднюю часть телеги приподнимают над передком так, чтобы освободить соединительный вертикальный штырь.

        Вы желаете изготовить телегу с бортами? Борты бортам рознь. Обычные деревенские телеги, на которых возят сено-солому, имеют небольшие наклонные бортики, собираемые из четырех продольных жердей, к которым прикрепляются различными способами вертикально-наклонные рейки (бруски).

        Спереди и сзади - поперечные жерди длиной около метра, тоже с рейками. Передние и задние бортики делают съемными или откидными. Чтобы и возчику было удобнее сидеть спереди и иметь возможность перевозить длинные бревна, размерами больше габаритов телеги.

        Иногда телега с бортами имеет несколько другую конфигурацию. Сооружается настил (из досок толщиной около 25 миллиметров) размером до 2/3 метра. Затем со всех сторон по периметру нашиваются вертикальные борта размером до 0,5 - 1 метра.

        Еще несколько моментов. Габариты телеги могут варьироваться. Длина ее около 3-х метров, ширина - до полутора, высота около 1,2 метра. Длина оглобли около 3-х метров.Размеры колеи и колес упоминались выше. Грузоподъемность колеблется от 500 килограмм до 2 тонн.

        Очень существенная деталь - современные телеги надо оснащать катафотами (светоотражателями). Самому чуть не довелось стать участником ДТП, когда в кромешной тьме чуть не налетел автомобилем на телегу.

        И последнее. Все рассказанное не есть истина в последней инстанции. Образцы телег могут существенно отличаться от описанного. Ведь на них нет ГОСТов и сертификатов.

        Если вас интересуют эскизы телеги, то напишите. Зимой у шабашника, каковым я в последнее время являюсь, свободного времени больше и можно наглядно изобразить телегу.

        Удачи вам!

        Другие вопросы по теме телег и повозок:

Телеги

Телеги

Задать вопрос Семенычу (автору материалов)

       Наш сайт регулярно пополняется интересными и уникальными материалами и статьями по тематике пиломатериалов, строительных материалов и работ, приводится авторское мнение и знания реального шабашника с опытом работы более 15 лет. Имеется раздел - забавные истории шабашников. Если вы желаете получать информацию об этом, подпишитесь на рассылку новостей нашего сайта. Гарантируется непередача вашего адреса третьим лицам.

Ваш E-Mail: Ваше Имя:



Дача
Дача
Баня
Баня
Для дачи
Для дачи
Инструмент
Инструмент
Материалы
Материалы
Байки
Байки
Фундамент
Фундамент
Срубы
Срубы
Крыши
Крыши
Утепление
Утепление
Стены
Стены
Сайдинг
Сайдинг
Полы
Полы
Подвалы
Подвалы
Мансарды
Мансарды
Двери, окна
Двери, окна
Лестницы
Лестницы
Пристройки
Пристройки
Колодцы
Колодцы
Туалеты
Туалеты
Балконы
Балконы
Лоджии
Лоджии
Конденсат
Конденсат
Затопление
Затопление
Заборы
Заборы
Конуры
Конуры
Тротуар
Тротуар
Скворечник
Скворечник
Саман
Саман
Телеги
Телеги
Гаражи
Гаражи
Сарай
Сарай
Теплицы
Теплицы
Баня
Баня
Качели
Качели
Мангал
Мангал
    Душ
Душ
Турник
Турник
   
Вензель
Кирпич Кирпич от 6,6 руб/шт Блоки Блоки от 35 руб/шт
Строительство
Проект дома D-088-1SПроект D-088-1S    
Общая S 88 м² 
Цена: 1,14 млн.р. 
Стоимость за 1м²: 13 000 р.

Проект дома F-084-1PПроект F-084-1P    
Общая S 84 м² 
Цена: 1,64 млн.р. 
Стоимость за 1м²: 19 500 р.

Проект дома I-119-1PПроект I-119-1P    
Общая S 119 м² 
Цена: 2,2  млн.р. 
Стоимость за 1м²: 18 400 р.

Проект дома D-125-1KПроект D-125-1K   
Общая S 125 м² 
Цена: 2,56 млн.р. 
Стоимость за 1м²: 20 500 р.
Услуги электрика
  • Прокладка и замена проводки
  • Подключение электрических точек
  • Установка щитовых 220/380В
  • Подключение электричества

  • Любые работы по электрике!
    +7 (916) 406-08-15
    Как сделать настоящую телегу

    Вопросы по дому из бруса

    Проблемы укладки бетонных колец при строительстве колодца

    По поводу тяги в самодельной коптильне

    Как отделать кухню панелями МДФ?

    При копке колодца попался большой валун. Что делать?

    Как правильно рассчитать количество цемента для автомобильной парковки на даче?

    Из каких труб можно сделать садовые качели?

    Как утеплить потолок в бане?

    Подготовка основы под ламинат

    Котел и фундамент под печь в бане

    Фото рубленного сруба

    Утепление собачьей будки

    Реконструкция старого кирпичного дома

    Отделка балкона или лоджии своими руками
    Отделка балкона или лоджии своими руками


    Садовая теплица из стекла на фундаменте
    Садовая теплица из стекла на фундаменте
    Почему чернеют потолки в бане?

    Как подлить фундамент под дом?

    Точность угла в доме из оцилиндрованного бревна

    Кровля крыши шифером

    Как сделать входную дверь?

    Домик для трясогузки
    Домик для трясогузки


    Семёныч, Вы гений?

    Забор на даче

    Как укрепить старый фундамент?

    Крошится кирпич фальшстенки фундамента

    Тандыр в Московской области
    Тандыр в Московской области


    Как установить забор на даче?

    Как укрепить забор?
    Как укрепить забор?


    Ремонт сруба
    Ремонт сруба
    Баня из будки ГАЗ-66

    Упряжка для телеги

    В бане чернеет потолок, что делать?

    Закрепление опорных столбов беседки

    Пристроить веранду к дому, используя старые окна на алюминиевом профиле.

    Как сварить раму для детских качелей?

    Отделка стен кухни панелями МДФ

    Крыша над балконом последнего этажа
    Крыша над балконом последнего этажа


    Как осадить кольца колодца?

    Конденсат в оконных рамах

    Чем покрыть старый асфальт?

    Как вправить выдавленные кольца колодца?

    Какой фундамент нужен для терасы 3 на 6 метров?

    Стропильная система для крыши дома
    Стропильная система для крыши дома


    Дубовая подложка под нижний венец сруба
    Дубовая подложка под нижний венец сруба


    Какой материал для заливного фундамента экономичнее?

    Крутой подъем при въезде на участок

    © 2009-2017 woodmaterial.ru
    Копирование материалов разрешено только с указанием прямой и активной ссылки на наш сайт!
    Все статьи написаны исключительно для сайта www.woodmaterial.ru и обладают авторскими правами!